
- Бугульминский
Развернутое описание ОНКН
На территории Зеленорощинского сельского поселения Бугульминского района существовала небольшая деревенька Черепица. Рядом с деревней в расщелине горы бил небольшой ключ. Здесь до революции, недалеко от ключа, был основан черепичный завод. Рядом с заводом стояли бараки, где жили рабочие этого завода. Люди брали воду из родника для бытовых и промышленных нужд. После революции переселенцы из деревни Забугоровка Бугульминского района стали заселять территорию около черепичного завода. Так появилась деревня Черепица и колхоз «Память Крупской», который просуществовал до 1957 года. Рядом с ключом жил местный житель Артемий Дагаев, и ключ стали постепенно называть "Артемов ключ". В 1929 году колхоз «Память Крупской» был присоединён к Зелёной Роще. Постепенно жители стали переезжать в деревню Зеленая Роща. Со временем деревни Черепица не стало, а ключ остался.
Старожилы вспоминают, что всегда возле ключа, где растут берёзы, проводили праздник Троицы. Ведь на Руси принято почитать березу в праздник Троицы. Вокруг березы водили девичьи хороводы. Ею украшали дома, первые листья сушили для защиты от сглаза. Во время процесса девушки загадывали доброго здоровья своей матушке и другим родственникам или во время завивания березы думали о полюбившемся юноше – таким образом, привязывая к себе его мысли и думы. Небольшую березу во время гуляний украшали лентами, вплетали в нее цветы. После хороводных песнопений срубали ее и начинали триумфальное шествие по деревне. Нарядную березу обносили вокруг всего села, привлекая удачу к его жителям. Вечером с деревца снимали ленты и устраивали традиционное жертвоприношение. Ветки «хоронили» в поле, а саму березу топили в водоеме. Так люди просили о ниспослании обильного урожая и защиты у духов. Еще всегда по традиции на Троицу собирали раннюю росу – она считалась сильным лекарством против хворей и недугов.
В дань традициям 26 мая 2019 года, в Эко-поселке на территории д. Зеленая Роща состоялось освящение источника в честь праздника Чуда Архангела Михаила в Хонех.
Как гласит легенда, что во Фригии (древнее государство на западе Малой Азии, ныне - территория Турции), недалеко от города Иераполя (современное название античного фригийского города - Памуккале), в местности, так называемой Херотопа, находился храм во имя Архистратига Михаила, а около храма проистекал целебный источник. Храм этот был сооружен усердием одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника. Архистратиг Михаил, явившись во сне отцу немой девице, еще не просвещенному святым Крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника. Девица действительно получила исцеление от источника и начала говорить.
После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и благодаря ее отцу был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила. К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники; многие из язычников отрекались от идолов и обращались к вере в Христа. В храме святого Архистратига Михаила в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. Проповедью о Христе и примером своей богоугодной жизни он многих язычников приводил к вере во Христа. В своем озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа.
Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм. Святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Таким образом храм остался невредим. Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся к храму христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина».